29.07.2022
«Петр не перестает удивлять». Интервью в «Санкт-Петербургских Ведомостях»
Гость редакции — руководитель Института Петра Великого Инна СВИДЕРСКАЯ
Торжества, посвященные 350‑летию со дня рождения первого российского императора, основателя нашего города, отгремели, но событий, посвященных этой значимой дате, будет еще немало. Важную роль в подготовке и проведении юбилея играет Институт Петра Великого. Как считает наш собеседник, именно история и культура являются мостом, соединяющим людей, города и страны. Тем более когда они связаны с гигантской и ни с чем не сравнимой фигурой царя‑реформатора, расширившего географические, культурные и экономические масштабы нашего Отечества.
— Инна Феликсовна, Институт Петра Великого — организация достаточно молодая…
— Даже удивительно, что она не появилась раньше! Ведь «наше все» — это не только Александр Сергеевич Пушкин, но и царь Петр Алексеевич. По крайней мере для нашего города, который был его главным детищем.
Все, что нас окружает в повседневной жизни, все, к чему мы привыкли, — современный календарь, гражданский шрифт, музеи и университеты, государственное устройство, даже картофель и виноградные вина — появилось в России благодаря воле и страстной энергии Петра Великого. Его умению находить способных людей и использовать их таланты на благо Отечества. Сама современная Россия — его «произведение». Да и по большому счету Пушкина у нас с вами, скорее всего, не было бы, если бы не Петр…
Что касается Института Петра Великого — это культурно-просветительская организация, которая занимается изучением и популяризацией наследия, связанного с именем Петра Великого и его сподвижников, наследия всей Петровской эпохи. Институт был учрежден двенадцать лет назад и действует как самостоятельное подразделение Санкт-Петербургского института культурных программ, заместителем директора которого я являюсь.
Институт Петра Великого располагается на Петроградской стороне на углу улиц Куйбышева и Мичуринской — как раз точно на середине пути между Петропавловской крепостью и Домиком Петра Великого. Научным руководителем института является ведущий исследователь Петровской эпохи профессор Евгений Викторович Анисимов.
В нашей команде — разные специалисты: историки, координаторы, но самая главная наша сила — это большой пул экспертов и партнерских организаций, на который мы опираемся во всех своих проектах. «Ближний круг» — представители Санкт-Петербургского института истории РАН, Эрмитажа, ГМЗ «Петергоф», высших учебных заведений — Санкт-Петербургского, Московского, Саратовского, Петрозаводского университетов. Кроме того, наши эксперты — исследователи из крупнейших архивов, музеев и библиотек. И, конечно, особую роль играет постоянная поддержка, которую оказывает нашим проектам Министерство культуры Российской Федерации.
В свое время у истоков всей нашей деятельности стоял писатель и общественный деятель почетный гражданин Петербурга Даниил Александрович Гранин. Когда он работал над романом «Вечера с Петром Великим», он был настолько поражен масштабом личности Петра и его деяний, что предложил Фонду имени Д. С. Лихачева, председателем правления которого был, разработать культурно-просветительскую программу, посвященную наследию Петра Великого. Он любил говорить: мол, не по-хозяйски мы используем Петра — его имя может гораздо больше работать на нас, объединяя, сплачивая страну.
— Идея была поддержана?
— Конечно. Так появилась программа «Путь Петра Великого». Ключевые ее события — ежегодные петровские конгрессы, на которые собираются историки, музейщики, культурологи, краеведы. Они приезжают из тех городов, к которым первый российский император имел самое непосредственное отношение: где он побывал, которые были основаны по его воле или были тесно связаны с именами его сподвижников. Такие города, с легкой руки Даниила Гранина, теперь принято называть «петровскими»
В нынешнем году в нашем городе состоялся уже 15-й по счету петровский конгресс. Всего за все годы в них участвовали представители 70 городов России и 30 стран мира. И даже в нынешних непростых условиях форумы сохранили международный характер. К примеру, среди участников 15-го конгресса был прямой потомок одного из ближайших сподвижников Петра дипломата Саввы Рагузинского — сербский историк и экономист Бранко Вукоманович, а также заслуженный учитель Вьетнама филолог Ву Тхе Кхой, который перевел на вьетнамский язык пушкинский «Медный всадник».
Институт Петра Великого — главный организатор петровских конгрессов, проходящих в Петербурге. Их неизменно поддерживают Министерство культуры РФ и городские власти в лице комитета по культуре. Кроме того, конгрессы проходят в содружестве с Фондом имени Д. С. лихачева и, конечно, при поддержке таких наших партнеров, как Эрмитаж, музей-заповедник «Петергоф», Кунсткамера и Капелла.
Кстати, бренд петровских конгрессов оказался настолько востребованным, что нашим партнерам и исследователям встреч один раз в год оказалось явно недостаточно. И в регионах появился запрос на проведение своих научных форумов под флагом петровского конгресса. Нынешней весной при нашей поддержке в Архангельске впервые состоялся Малый петровский конгресс.
— В этом северном городе Петра тоже считают «своим» — и имеют на это полное право…
— Конечно, ведь именно там царь положил начало государственному отечественному кораблестроению. Оттуда он впервые вышел в море на яхте «Святой Петр». Рядом с Архангельском по указу Петра для защиты порта и Соломбальской судоверфи была основана первая на море каменная бастионная крепость — Новодвинская, которая и по сей день является одним из лучших образцов отечественной фортификации петровского времени. Именно из Архангельска началась «Осударева дорога» Петра Великого, призванная во время Северной войны соединить Белое море и Онежское озеро. А «завершился» этот путь… основанием Петербурга!
Еще один «региональный» петровский конгресс прошел в нынешнем году в Петрозаводске, а в сентябре ожидается еще один — в Воронеже…
Важнейшее научно-исследовательское направление программы «Путь Петра Великого» — создание Свода петровских памятников. В рамках работы над ним было выявлено более 700 памятных мест, связанных с деятельностью Петра Петр не перестает удивлять и его сподвижников. Они расположены в 48 регионах России — от Архангельска до Азова, от Калининграда до острова Беринга в Камчатском крае. Это дворцы и заводы, верфи и плотины, крепости и садово-парковые ансамбли, церкви и исторические захоронения. Некоторые из них «видели» самого Петра, другие были созданы по его указам, третьи появились уже в наше время в память о нем и его свершениях.
— Размах поистине поразительный!
— Что удивительно, памятники, связанные с Петровской эпохой, мы обнаруживали даже в тех городах, где Петр никогда не бывал. Например, во Владивостоке или Сочи.
Что касается зарубежной части свода, то она сегодня насчитывает более 500 петровских памятников и памятных мест, расположенных на территории 28 европейских стран. Над проектом работает большой коллектив — более 60 авторов из различных регионов России и Европы. И эта работа продолжается.
Когда мы только ее начинали, для нас оказалось большим сюрпризом узнать, насколько бережно и с интересом сохраняется память о Петре в Европе. Один из самых необычных (и, можно сказать, курьезных) зарубежных памятников Петру установлен в Германии у замка Швëббер, некогда принадлежавшего роду Мюнхгаузенов — предков того самого барона Мюнхгаузена, который более известен нам как литературный герой. Там царь обедал и изучал оранжереи, где выращивали ананасы. В честь этого визита в саду рядом с замком установлен памятный знак в виде ананаса, на постаменте которого помещена табличка, рассказывающая о визите царя…
В значительной степени именно на материалах свода основано еще одно направление программы «Путь Петра Великого» — разработка петровских культурных маршрутов, чтобы туристы могли пройти, условно говоря, по стопам первого российского императора. Причем такие логистически выстроенные маршруты будут интересны как для индивидуальных путешественников, так и для всей сферы культурного туризма.
Сейчас мы плотно занимаемся петровскими культурными маршрутами на территории России. Проект осуществляется под эгидой Министерства культуры России, к нему уже подключились музеи, библиотеки, университеты и туристические компании из разных регионов.
Весной прошлого года в нашем городе была основана Ассоциация развития культурного маршрута «Путь Петра Великого», ее учредителями стали наш институт, Фонд имени Д. С. Лихачева и Российская национальная библиотека. За прошедшее время были подписаны соглашения о сотрудничестве между ассоциацией и ведомствами различных регионов, отвечающими за туризм. Речь о регионах, на территории которых находится больше всего петровских объектов.
Об Архангельской области я уже сказала. Назову еще некоторые. Карелия с Петрозаводском, само название которого отсылает нас к Петровской эпохе. Ярославская область с Переславлем-Залесским, где на Плещеевом озере создавалась потешная флотилия. Воронежская земля — родина Азовского флота. Ростовская область с отвоеванным у турок Азовом и построенным по указу Петра Таганрогом…
Упомяну также и об издательской деятельности, осуществляемой в рамках программы «Путь Петра Великого». Это направление курирует Фонд имени Д. С. Лихачева и лично его директор Александр Валерьевич Кобак. Только в нынешнем году вышло свыше дюжины книг. В их числе — историко-культурный путеводитель «Петр I в Нидерландах», выпущенный на двух языках отдельными изданиями: одно — на русском, другое — на голландском. Выпущен первый том иллюстрированной энциклопедии «Петровские памятники России». Он посвящен Москве.
— А почему не Петербургу?
— Москва — место рождения Петра, там похоронены его родители, прошла значительная часть его жизни. Евгений Анисимов в своем предисловии к этому изданию, озаглавленном «Москвич Петр Великий», отмечает, что царь, при всей его кажущейся неприязни к Первопрестольной, оставался москвичом, даже «акал» по-московски.
Петровскому Петербургу будет посвящен следующий том, дальше будут три книги по всем регионам России. Всего — пять томов, в них войдет информация, которая накоплена в процессе работы над Сводом петровских памятников России…
Вообще сегодня регионы начинают гораздо больше, чем прежде, обращаться к имени Петра Великого. В нынешнем году по всей стране при поддержке Министерства культуры РФ прошла целая серия петровских культурно-просветительских мероприятий, значение которых трудно переоценить. Появились площадки для общения самых различных музейных и научных институций, связанных с изучением Петровской эпохи.
Активно действует ныне и основанная в прошлом году Ассамблея петровских музеев. Ее главным «мотором» был и остается музей-заповедник «Петергоф». Недавно в Воронеже состоялось торжественное заседание ассамблеи, в которой участвовали 115 музеев. Наш институт активно участвует в ее деятельности, для нас это неоценимая возможность укрепить партнерские отношения со многими петровскими музеями. И сейчас мы вместе с ассамблеей задумали несколько очень интересных интернет-проектов, связанных с наследием Петра Великого.
— А когда начался ваш собственный «роман» с Петром великим?
— Мои первые воспоминания, связанные с его именем, — это школьная история, когда в пятом классе, выполняя задание рассказать о прочитанной книге, которая произвела яркое впечатление, я сделала доклад о романе Алексея Толстого «Петр Первый». И получила выговор, что читаю книжки не по возрасту.
Если бы мне тогда кто-нибудь сказал, что в будущем столько лет моей жизни будут посвящены Петру, я бы, наверное, не поверила. По образованию я библиограф, после окончания вуза работала в Публичной библиотеке, затем оказалась на Крайнем Севере — на острове Диксон. Там я работала преподавателем английского в школе, потом вернулась в Петербург и продолжала преподавать.
Параллельно судьба свела меня с Фондом имени Д. С. Лихачева, где я стала руководителем программ. И когда в нем появилась петровская программа, стала ею заниматься, а затем возглавила Институт Петра Великого.
Все эти годы личность царя-реформатора не перестает меня удивлять. Поражают его энциклопедичность, страсть к познаниям и переменам… Петр Великий — фигура удивительная, неоднозначная, многогранная — тем и интересна.
Это был государственный деятель, который весь, без остатка, был предан России. И можно только поражаться, как он успевал вникать во все детали существования страны и общества. А чем больше узнаешь о том, сколькими умениями, навыками и способностями он обладал, тем больше понимаешь, сколь он был фантастически талантлив. Достаточно сказать, что он овладел четырнадцатью различными ремеслами.
Мне очень близки слова историка Евгения Викторовича Анисимова, который как-то сказал, что чем больше он занимается изучением Петра и его эпохи, тем больше начинает казаться, что он как будто бы машиной времени был заброшен в свой век. Настолько это титаническая фигура… И еще мне очень нравится выражение Анисимова: «Мы все дети Петра». На самом деле действительно все мы так или иначе вышли из Петровской эпохи.
https://spbvedomosti.ru/people/inna-sviderskaya
Назад к списку новостей